Автомобиль Урал-375
Вторая мировая война со всей наглядностью показала необходимость массового производства грузовиков повышенной проходимости. Нехватка машин, способных удовлетворить нужды армии и народного хозяйства, остро ощущавшаяся в период 1951 – 1945 годов, была очевидной. Чтобы подобная ситуация не повторилась в дальнейшем, руководство СССР внесло серьёзные коррективы в планы развития промышленности страны.
Несмотря на то, что многие автозаводы приходилось восстанавливать, поднимая из руин, а то и вовсе отстраивать с нуля, работы шли высокими темпами. Ощутимых результатов удалось добиться уже к середине пятидесятых годов. Именно в этот период и был рождён Урал-375 – грузовой автомобиль, различные модификации которого и сегодня остаются в производстве и эксплуатации.
От опытных образцов до серийного производства
Основой для серийной модели стал проект НАМИ-020, разработанный в Научно-исследовательском Автомобильном и Автомоторном Институте по заказу ГАБТ (Главного автобронетанкового управления) Министерства Обороны СССР. Опытные образцы техники, созданной коллективом специалистов под руководством ведущего конструктора Николая Ивановича Коротоношко, в 1956 году успешно прошли испытания и оценивались как весьма перспективные.
Наладить выпуск машин, адаптировав НАМИ-020 к нуждам серийного производства, было решено на Уральском Автомобильном заводе в городе Миассе. До этого момента предприятие изготавливало грузовики Урал-ЗИС и, по сути, являлось филиалом ЗИС. Последнее обстоятельство сочли немаловажным, поскольку в конструкции будущего Урал-375 предполагалось использовать значительный процент деталей и агрегатов, выпускавшихся на Заводе имени Сталина.
Надежды на быстрое решение проблем, связанных с запуском машины в серию, не сбылись. Виной тому были:
- Экономические трудности, становившиеся причиной нехватки необходимых материалов и оборудования.
- Сложности чисто технического характера. Позаимствованные у нескольких моделей серийных автомобилей комплектующие оказались не так надёжны и совершенны, как узлы, изготовленные на опытном производстве НИИ для НАМИ-020. Выявленные недостатки пришлось в спешном порядке устранять.
- Изменения требований, предъявляемых заказчиком проекта – ГАБТ. Корректировки в ТЗ (техническое задание) вносились несколько раз по различным, чаще всего – объективным причинам.
Для преодоления этих трудностей потребовалось, ни много ни мало, целых шесть лет. Изменения, целью которых являлось повышение технических и эксплуатационных характеристик, вносились и в дальнейшем, на этапах серийного производства.
Особенности конструкции
Что же представляли собой грузовики Урал-375, сходящие с конвейера предприятия в 1961 году? Безусловно, сильное влияние на конструкцию и внешний вид грузовика оказали автомобили из США, полученные СССР в ходе войны по программе ленд-лиза. Но не следует полагать, что советские инженеры занимались слепым копированием деталей и узлов, созданных заокеанскими специалистами. Именно оригинальные, разработанные в СССР, технические решения, сформировали облик неординарной машины, к характерным особенностям которой следует отнести:
- Оригинальную трансмиссию с системой полного привода. На модификациях, выпускавшихся до 1965 года, устанавливалась работающая в паре с пятиступенчатой КПП раздаточная коробка, конструкцией которой предусматривалась возможность принудительного включения и отключения переднего моста. Позже на Урал-375 стали устанавливать раздатку упрощённого типа, сделав систему полного привода постоянной.
- Неразрезные мосты, крепящиеся к раме через многолистовые полуэллиптические рессоры и систему продольных и поперечных тяг. Задняя подвеска, воспринимающая нагрузки сразу с двух мостов – балансирного типа. Амортизаторы – телескопические, двухстороннего действия.
- Гидравлический усилитель механизма рулевого привода, существенно упрощавший процесс управления тяжёлым транспортным средством.
- Барабанная пневмогидравлическая тормозная система. За время производства в её конструкцию был внесён ряд изменений, целью которых было устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков.
- Кабина, отличающаяся предельной простотой. На Урал-375 ранних годов выпуска она имела складной матерчатый верх, впоследствии уступивший место металлической крыше.
Самым слабым местом машины долгое время оставался двигатель. Позаимствованный у модели ЗИЛ-130 силовой агрегат был надёжен, но для тяжёлого полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 4500 кг его мощности явно не хватало. Не помогла даже форсировка со 150 до 180 л. с. с переходом на бензин марки А-92. Мотор, работающий в неблагоприятных режимах, расходовал большое – до 80 литров на 100 км – количество топлива, за что популярный грузовик получил прозвище «Обжора». Проблема была решена лишь с появлением следующих машин семейства, оснащавшихся дизельными двигателями.
Заключение
Несмотря на ряд имеющихся недостатков, Урал-375 являлся выдающимся, для своего времени, автомобилем. Он выпускался во множестве модификаций. На его шасси создавались боевые и вахтовые машины, лесовозы и седельные тягачи. Удачная конструкция позволила, после внесения некоторых изменений, создать на базе разработанного шестьдесят лет назад проекта новые модели техники, соответствующие современным требованиям, предъявляемым к грузовикам повышенной проходимости.