Тест драйв Jaguar F-Pace SVR (Edition 1988) 2023 года: поговорим об удивительной истории автоспорта
Самый быстрый и роскошный четырехдверный внедорожник Jaguar
В Париже теплый субботний день, и мне только что вручили ключи от Jaguar F-Pace SVR Edition 1988 только 2023 модельного года. “Мы заберем его в Лондоне во вторник утром”, – говорят люди из Jaguar Special Vehicle Operations, прежде чем помахать на прощание.
История
Внедорожник Jaguar F-Pace SVR 1988 года приносит эпическую победу Jaguar в гонке на выносливость “24 часа Ле-Мана” в 1988 году, победу, которая положила конец 31-летней засухе в величайшей в мире гонке спортивных автомобилей легендарной британской марки. Темно-фиолетово-черная окраска Edition 1988 — цвет Midnight Amethyst с золотыми деталями отдает дань уважения фиолетовым и желтым бликам на ливрее Jaguar XJR-9, который пересек финишную черту первым 12 июня 1988 года.
Гонка была напряженной. Голландец Ян Ламмерс, который управлял Jaguar вместе с другим гонщиком Формулы-1 Джонни Дамфрисом и многообещающим новичком Энди Уоллесом, начал последний круг всего на 100 секунд впереди грозного Porsche 962, управляемого талантливым гонщиком Клаусом Людвигом, чьим товарищем по команде был пятикратный победитель Ле-Мана Дерек Белл. Однако Ламмерс выстоял, и Jaguar наконец положил конец семилетнему господству Porsche в Ле-Мане.
Во время гонки Peugeot WM-P88, управляемый французским гонщиком Роже Дорши, разогнался до 405 км/ч как раз перед небольшим правым поворотом.
Jaguar XJR-9 разгонялся до максимальной скорости 394,2 км/ч. “Мне говорят, что на повороте можно обгонять более медленные машины, не напрягаясь, – сказал Уоллес британскому журналу Motor Sport в то время. Это тот самый Уоллес, который 30 лет спустя проехал более 965 км со скоростью более 394,2 км/ч, готовясь к рекордному пробег со скоростью 489,1 км/ч на Bugatti Chiron Super Sport 300 +.
Ле-Ман – пугающее место. Так было всегда. Так будет всегда.
На другой трассе
Однако мы с фотографом не направляемся в Ле-Ман, несмотря на очевидную связь французской трассы с Jaguar F-Pace SVR (Edition 1988) 2023 года. Вместо этого мы направляемся на другой французский гоночный трек, ныне давно забытый. Трасса, которая, возможно, была еще более устрашающей, чем Ла Сарт, и которую в течение 30 лет многие считали соперником легендарного немецкого Нюрбургринга Nordschleife: Circuit de Charade, недалеко от Клермон-Феррана в центральной Франции.
Завершенная в 1958 году трасса Circuit de Charade обогнула два потухших вулкана, которые создают драматический фон для города, где братья Мишлен в 1889 году основали свою одноименную компанию по производству шин. Последняя гонка на нем состоялась в сентябре 1988 года, всего через три месяца после эпического триумфа XJR-9 в Ле-Мане.
Charade собрал 50 поворотов и более 150 метров перепада высот за один безумный восьмикилометровый круг. “Я не знаю более драматичной трассы”, – сказал Стирлинг Мосс после победы в гонке Формулы-2 в августе 1959 года. Действительно, “circuit of Charade входит в число лучших и отличает тех, кто умеет водить, от тех, кто просто пытается нас разыграть”, – писал в 1972 году глава репортеров Формулы-1 Денис Дженкинсон.
И Дженкс, который вместе с Моссом выиграл Mille Miglia 1955 года, одну из величайших гонок в истории автоспорта, был прав: всего четыре гран-при Формулы-1 были проведены на Circuit de Charade в период с 1965 по 1972 год, и каждый раз выигрывал гонщик, который заканчивал год чемпионом мира: Джим Кларк (1965), Йохен Риндт (1970) и Джеки Стюарт (1969 и 1972).
Потрясающий внедорожник Jaguar
От Парижа до Клермон-Феррана ехать более 400 километров, большую часть пути по ровной и ухоженной автотрассе. Выбравшись из легкого субботнего дневного движения в Париже, большой Jaguar спокойно разгоняется до 140 км/ч, а двигатель крутит всего 2000 оборотов в минуту на восьмой передаче. Конечно, он мог бы ехать намного быстрее — его максимальная скорость составляет 286 км/ч — но жандармерия, как правило, бдительно следит за ограничением скорости в 130 км/ч, поэтому осмотрительность – лучшая часть доблести.
Jaguar F-Pace SVR Edition 1988 основан на обновленном F-Pace SVR, который появился в начале 2021 года, автомобиль, который мы рассматривали как продуманную переработку оригинала 2016 года. Его очарование все еще очевидно, когда Edition 1988 катится по французской сельской местности.
Информационно-развлекательная система Pivi Pro отправляет неуклюжий, жалкий пользовательский интерфейс старой системы на свалку. Сиденья SVR performance с подогревом и охлаждением не только выглядят достойно, но и оказываются особенно удобными, а 542-сильный двигатель V-8 с наддувом под капотом приятно рычит, когда я нажимаю на педаль газа.
Одна проблема: полированная алюминиевая отделка центральной консоли отражает ослепительные блики, если солнце находится не в том месте.
Плавный и экономичный F-Pace SVR Edition 1988 выглядит как автомобиль, способный пересечь континенты за один день. Grand tourer стал еще более величественным благодаря специальной окраске и отделке, которые входят в комплектацию Edition 1988, а также благодаря своей эксклюзивности.
Jaguar построит всего 394 экземпляра. Почему 394? Именно столько кругов проехал XJR-9, выигравший гонку в Ле-Мане в 1988 году, преодолев за 24 часа расстояние, эквивалентное 5332 км, что примерно равно расстоянию от Москвы до Читы (по воздуху). Кроме того, максимальная скорость XJR-9 составляет 394 км/ ч.
Игра с мощью
Оригинальный двигатель F-Pace SVR развивал крутящий момент в 680 Нм, а пик крутящего момента был уменьшен на нижних передачах для защиты трансмиссии. В рамках модернизации SVR 2021 года восьмиступенчатый автомат был оснащен более надежным гидротрансформатором от головокружительного Jaguar XE SV Project 8, который позволил инженерам SVO увеличить максимальный крутящий момент до 700 Нм при 3500-5000 оборотах в минуту.
Таким образом, F-Pace SVR Edition 1988 выходит из поворотов с чуть большей непосредственностью, а трансмиссия реагирует более четко даже в обычном режиме вождения. Динамический режим делает все более четким, и, несмотря на кованые алюминиевые 22-дюймовые колеса и низкопрофильные шины Pirelli P Zero – 265/40 спереди и 295/35 сзади, — езда остается не жесткой.
Небольшой поворотный контроллер справа от переработанного рычага переключения передач позволяет переключаться между режимами движения простым и интуитивно понятным движением пальцев, а не утомительным упражнением “ищи и клюй” на экране, как это было в оригинальном SVR.
В дороге
Воскресное утро выдалось ярким и солнечным, и мы рано выехали в дорогу, направляясь в Шарад, деревню, в честь которой была названа трасса. В долине к югу от деревни все еще есть трек, который частично использует оригинальную планировку. Сегодня он находится в частных руках и закрыт, но более пяти километров легендарной старой Шарады, все еще являющейся дорогой общего пользования, можно исследовать бесплатно.
В 1954 году местные энтузиасты предложили проложить уличную трассу в самом Клермон-Ферране. Но катастрофа в Ле-Мане в 1955 году, когда Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левега врезался в толпу на старт-финишной прямой и убил 83 зрителя, заставила задуматься об этом. Все гонки во Франции были отменены.
Когда гонки возобновились в 1956 году, победителю Ле-Мана 1950 года Луи Розье было предложено разработать трассу для потенциального автодрома с использованием дорог общего пользования в близлежащих вулканических горах. В какой-то момент предполагаемая трасса протянулась на восемь километров, но, чтобы гоночные машины не проезжали через деревни Тедес и Мэнсон, было принято решение построить новую дорогу от поворота возле Тедеса, вдоль долины и вверх по холму до Шарада.
Большая часть этой дороги теперь является частью постоянного автодрома, но мы находим бетонную стену, которая была частью первоначальной конструкции, от правого поворота в гору на дороге общего пользования напротив въезда на автодром. Все еще видны выцветшие остатки логотипов BP в стиле 1960-х годов: призраки на солнце.
Дорога проходит через маленькую сонную деревушку Шарад, прежде чем спуститься по северному склону Пюи-де-Шарад, более крупного из двух потухших вулканов, вокруг которых петляла старая трасса. Повороты просто продолжаются, а еще петли, изгибы и шпильки, один за другим, вплоть до правого поворота в Гравенуа, самой низкой точке трассы.
Именно здесь, несмотря на свою устрашающую репутацию, Circuit de Charade обрел свою единственную жизнь в автомобильной гонке — и есть связь между Jaguar и Ле-Маном.
В 1959 году в гонке Формулы-2, выигранной Стирлингом Моссом, британский пилот Ивор Бьюб BRP Cooper-Borgward допустил промах на выходе из поворота с наклоном, съехал с трассы и врезался в склон сразу за ним. Бьюба, который разделил победу на Jaguar D-Type с Майком Хоторном в трагической гонке 1955 года в Ле-Мане, выбросило из машины. Он скончался от полученных травм шесть дней спустя
Рельеф местности Charade был настолько напряженным, что во время подготовки к Гран-при Франции 1969 года несколько гонщиков пожаловались на укачивание и решили надеть шлемы с открытым лицом. Последний план действий был таким, чтобы их могло стошнить, заявил чемпион мира 1967 года Денни Халм (который квалифицировался на McLaren-Ford в первом ряду на Гран-при Франции 1972 года со средней скоростью более 165 км/ч).
Наш опыт
Даже на (вроде бы) разрешенных для дорожного движения скоростях Charade неумолим. В динамичном режиме, когда 90 процентов крутящего момента передается на задние колеса, Jaguar F-Pace SVR Edition 1988 с силой выходит из поворотов, его V-8 с наддувом рычит, как разъяренный лев. SVR Edition 1988 с запасом хода и сцепления с дорогой с удовольствием играет, создавая игривое настроение у водителя.
Среди технических изменений в обновлении SVR 2021 года было добавление электрического усилителя тормозов. Укороченный ход педалей и улучшенные ощущения неоценимы на длинных спусках, особенно в поворотах с уменьшающимся радиусом, а также перекалиброванное рулевое управление и пересмотренные втулки подвески – все это придает “большому Яге” маневренность и хладнокровие, необходимые чтобы справляться с постоянными изменениями направления.
Последняя гонка Формулы-1 на трассе без защитных ограждений Armco состоялась на автодроме Circuit de Charade в 1970 году. Armco был выбран для гонки 1972 года, и его части до сих пор сохранились вблизи пересечения дорог D5 и D767 на южном склоне вулкана. D767 был проложен вдоль обочины Пюи-де-Шарад и присоединяется к дороге в деревню Шарад возле старой бетонной стены, что позволило построить более короткую, безопасную и постоянную трассу Шарад.
Участок старой трассы, ныне заброшенный и заросший, тянется от перекрестка до ограждения в восточной части постоянного автодрома. И там, среди зарослей ежевики, стоит Armco 1972 года выпуска.
Мои герои мчались в нескольких сантиметрах от него — Джеки Стюарт, Ники Лауда, Халм, Йохен Риндт, Крис Амон, Джеки Икс, Эмерсон Фиттипальди, Грэм Хилл и Белл. Я почти слышу лай Ford Cosworth DFV V-8, а также Ferrari, Matra и BRM V-12, и вижу вспышки зеленой, красной, синей и белой краски.
Та гонка 1972 года также положила конец карьере многообещающего австрийского гонщика, ослепшего на левый глаз на шестом круге из-за осколка вулканического гравия, который пробил его глаз после того, как его сбила машина впереди.
Сегодня Хельмут Марко, более известен как главный советник Red Bull Racing и руководитель отдела развития пилотов, но тогда он сам был немалым талантом за рулем. Несколькими неделями ранее он установил рекорд круга на 70-километровой трассе Тарга Флорио на спортивном автомобиле Alfa Romeo T33 – за день до того, как он квалифицировал свою машину BRM F1 здесь шестым.
В конце
Розье так и не смог увидеть Circuit de Charade в действии: он погиб во время гонки в Монлери в 1956 году. Но в понедельник, после того, как нам был предоставлен доступ к постоянной трассе – к сожалению только для того, чтобы посмотреть, а не проехать, мы посетили его мемориал на углу Розье.
Современная трасса Circuit de Charade передает дух оригинала. Это неудивительно, учитывая тот факт, что 2 километра между поворотами Эпингл де Шампо и Вираж дю Мэнсон являются аутентичными. В целом, на сегодняшний день трасса имеет 18 поворотов на 4-километровом круге и перепад высот 50 метров.
На современной Шараде повсюду Lamborghini Huracán Tecnica, Ferrari 296 GTB и Porsche 911 GT3. К сожалению вряд ли у какого-либо автопроизводителя хватит смелости провести здесь пресс-конференцию. Жаль.
Сейчас 13 часов дня, и на сегодняшний вечер у нас забронирован евротоннель. Расстояние до Кале составляет более 724 км. Время направить Jaguar F-Pace SVR Edition 1988 на север и направиться к побережью. Время для новых грандиозных впечатлений.
Технические характеристики Jaguar F-Pace SVR (Edition 1988) 2023 года
ЦЕНА | $111,150 |
КОМПОНОВКА | Переднемоторный, полноприводный, 5-местный, 4-дверный внедорожник |
ДВИГАТЕЛЬ | 5,0 л / 542 л.с. / 700 Нм DOHC 32-клапанный V-8 с наддувом |
ТРАНСМИССИЯ | 8-ступенчатая автоматическая |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА | 2 131 кг |
КОЛЕСНАЯ БАЗА | 287,2 см |
Д х Ш х В | 187,5 x 77,1 x 65,7 дюймов |
0-100 КМ/Ч | 3,8 секунды |
РАСХОД ТОПЛИВА (Г/Т/С) | 15,6/10,6/13 л/100 км |
РАСХОД ЭНЕРГИИ, Г / С | 225 / 153 кВт / ч / 160 км |
В ПРОДАЖЕ | Сейчас |