Болид Nissan Formula E 2023: японский автогигант идет ва-банк в Формуле E
Переосмысление синергии между гоночной трассой и дорогой
Избитый принцип “Гонка в воскресенье, продажа в понедельник” значительно изменился с тех пор, как первые автомобили сражались колесо к колесу на гоночном треке почти 130 лет назад. Хотя дух соперничества остается вечнозеленым, взаимоотношения между гоночными машинами и дорожными автомобилями, созданными для широких масс, стали движущимися целями, которые приводят к напряженным отношениям между разрешенной правилами дорожного движения скоростью, технологическим предложением и потребительским спросом.
Начиная с появления гоночной лиги Формулы E в 2014 году и заканчивая взрывным ростом Формулы 1 в мире, автоспорт в 21-м году расширил возможности автопроизводителей по пересмотру отношений между фанатами и потенциальными покупателями автомобилей. За несколько лет до того, как электрификация стала очевидным “завтра”, которое предвещало неизбежную кончину двигателей внутреннего сгорания для гражданского автопрома, Формула-1 предвосхитила будущее, внедрив более энергоэффективные гибридные трансмиссии, работающие на нефтепродуктах и электричестве.
Формула E довела эту модель до крайности благодаря конфигурации с электрическим аккумулятором. Эта схема, основанная импресарио Формулы-1 Жаном Тодтом и предпринимателем Алехандро Агагом, придала гоночным автомобилям с открытыми колесами характеристики, которые были чужды энтузиастам старой школы: меньше внимания уделяется мощности на высоких оборотах и больше крутящему моменту. Что еще более важно, жанр поменял фирменный вой высокооборотистых двигателей внутреннего сгорания на почти полное отсутствие звука. Элементы экологичности были внедрены в такие области, как состав шин, но одно предостережение вызвало гнев критиков: гонщикам приходилось пересаживаться на совершенно новый автомобиль в середине гонки из-за ограниченной емкости аккумулятора.
Гоночный автомобиль второго поколения Формулы E, представленный в сезоне 2018/2019, значительно улучшил мощность и дальность хода. Решающее значение для уверенности потребителей в реальной жизнеспособности электромобилей, автомобили теперь смогли пройти полную гонку без замены. В 2018 году к борьбе в Формуле E присоединился Nissan, который занял место Renault, чтобы французский автопроизводитель мог более полно сосредоточить свои усилия на Формуле 1.
“У нового автомобиля был гораздо больший аккумулятор и односкоростная трансмиссия, гораздо более близкая к дорожным автомобилям, но все же в значительной степени это была специальная машина”, – говорит эксперт по электромобилям Тим Стивенс.
“Это по-прежнему относится к автомобилю Gen3 2022 года, но теперь у таких производителей, как Nissan, будет больше свободы в дизайне, и, что особенно важно, они получат гораздо больше энергии во время гонки за счет рекуперативного торможения. Впервые это произойдет с помощью двухмоторной установки, подобной той, что установлена на трековом автомобиле Nissan Leaf Nismo RC, который, к сожалению, так и не получил серийной версии “.
Выход Nissan стал первым и единственным на тот момент японским брендом, вошедшим в Формулу E. С целью привлечь новое поколение поклонников, выходящих за рамки обычного автоспорта, Nissan назначил Томмазо Вольпе на должность директора по международному автоспорту. У Вольпе не было недостатка в опыте работы с известными автомобильными брендами, он работал в Ferrari и Lotus. Однако, когда его обязанности в Lotus перешли от дорожных автомобилей к Формуле 1, он получил ценную информацию о том, как взаимосвязь между автоспортом и дорожными автомобилями может способствовать более тесному взаимодействию клиентов с брендом.
По мере того, как спорт развивался и становился самостоятельным, привлекательность Формулы E для основных производителей требовала четкого направления. В отличие от автопроизводителей, чьи фирменные стили были неразрывно связаны с конкуренцией — вспомните Ferrari и Porsche, хлеб с маслом таких брендов, как Nissan – это легковые автомобили. Таким образом, ценности бренда Formula E были построены вокруг модернизированного идеала фанатов гонок, а не традиционной эндемичной толпы стареющих бумеров. По словам Вольпе, Nissan Formula E обладает уникальными характеристиками как событие, в том числе эксклюзивным акцентом на городские центры, что ориентировано на городских покупателей.
“Наша аудитория, как правило, намного моложе, и 50 процентов людей, приходящих на гонки, не являются [традиционными] поклонниками автоспорта”, – говорит он. “Они рассматривают это как развлечение, не просто как автоспортивное мероприятие, а как развлечение, сосредоточенное на технологиях, которые входят в их жизнь”. На самом деле, фанаты Формулы E также, как правило, моложе, разнообразнее по полу и демографически по сравнению с фанатами Формулы-1.
Вольпе подчеркивает, насколько радикальным казалось в то время запустить то, что по сути было форматом гонок прототипов высокого уровня, для которых эквивалентных дорожных автомобилей, по сути, не существовало. “Формула E была задумана с самого начала, чтобы создать более тесную связь с точки зрения исследований и разработок, – рассказывает он. Вся идея сильно отличалась от традиционного автоспорта, чтобы соответствовать этой тенденции превращения автомобилестроения в сильно электрифицированную отрасль и тему устойчивого развития”.
Участие Nissan в Формуле E началось как ворота в мир электрификации благодаря партнерству с e.dams, которое позволило автопроизводителю накопить опыт и знания, прежде чем они приобрели команду в апреле 2022 года. Несколько месяцев спустя Nissan объявил, что предоставит свою технологию трансмиссии EV для McLaren Racing в эпоху Gen3, укрепляя свои позиции в области передовой электрификации, чтобы быстрее внедрять технологии в свои дорожные автомобили.
“Мы постоянно совершенствуем знания в области управления энергопотреблением”, – говорит Вольпе.
“Наши инженеры находятся в постоянном контакте с инженерами, занимающимися передовыми исследованиями и разработками, поэтому обучение идет непрерывно”.
Переход к основной стратегии электрификации означает, что Nissan имеет уникальную возможность использовать свои знания, полученные в гонках Формулы E, в дорожных автомобилях, что еще больше подогреет востребованность каждого нового Nissan, среди клиентов. В поддержку этого дела автопроизводитель реализует амбициозный проект до 2030 года, целью которого является электрификация всего портфолио бренда к 2030 году и достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Формула E, несомненно, сыграет решающую роль в достижении этой цели, помогая пересмотреть границы возможного как на гоночной трассе, так и на трассе.