Скоростные поезда TGV – самые быстрые поезда на рельсах

Скоростной поезд TGV
Скоростной поезд TGV

Гонка за временем не обошла железную дорогу. Поезда просто обязаны были наращивать скорость, так как им пришлось напрямую конкурировать с самолетами. И если на длинных дистанциях понятно, что выиграть у авиации не получится, но, например, на небольших маршрутах, внутри и между небольших европейских стран, поезд очень даже может составить конкуренцию крылатым машинам. Вокзалы, как правило, расположены в центре городов, добираться до них удобно и быстро. Предполетных формальностей нет, посадка высадка пассажиров без задержек. В итоге если посчитать все время, затраченное на авиаперелет из одного города в другой, включая пред- и послеполетные мероприятия, если расстояние составляет до 2000 км., получится 5-6 часов в лучшем случае. Современный скоростной поезд проедет такое же расстояние за аналогичное или меньшее время.

Одним из самых ярких представителей скоростного сообщение является железнодорожная сеть TGV ( тэ-жэ-вэ) во Франции. Создателем сети является компания Alsthom и железнодорожный оператор SNCF. Первый поезд пошёл в 1981 году, между Парижем и Лионом.

Скоростной поезд TGV
Скоростной поезд TGV

Поезда TGV представляют собой два ведущих электровоза в начале и в конце состава, и восемь вагонов, соединенных между собой и имеющих общую колесную тележку. Такая конструкция крайне сложна в сборке, так как расцепить вагоны между собой невозможно не подняв весь состав. Однако на скоростных поездах такая конструкция необходима для того, чтобы исключить складывание состава или наезд вагонов друг на друга в случае схода какого либо вагона или локомотива с рельсов.

Тележка между вагонами
Тележка между вагонами

Под вагонами протянут силовой кабель между электровозами для того, чтобы токоприёмник (пантограф) был поднят только один на локомотиве в хвосте по направлению движения. Это связано с тем, что на высокой скорости движение полозов пантографа по контактному проводу провоцирует поперечные колебания, и при возникновении резонанса образуется стоячая волна, которая разорвет контактный провод.

Максимальная скорость таких поездов составляет 320 км/ч. Развивают такую скорость электродвигатели, мощность которых (всех вместе) составляет 12000 лошадиных сил. Электровозы питаются переменным током, рабочее напряжение в контактной сети составляет 25 000 Вольт. Для питания электродвигателей на электровозах напряжение контактной сети трансформируется в переменное напряжение 1600 Вольт, далее выпрямляется в постоянное напряжение, которое питает инвертор. Уже инвертор питает электродвигатели.

Скоростная линия для поездов TGV - называется LGV
Скоростная линия для поездов TGV – называется LGV

Для передвижения с такой скоростью таким поездам требуется особая инфраструктура, которая создана и продолжает развиваться. Пути собраны из специальной, выдерживающей высокие продольные нагрузки, стали. Радиусы кривых составляют более 4-х километров, это приличное значение по сравнению с обычными ЖД магистралями. Углы подъемов на скоростной линии больше, чем на общих, это связано с тем, что скоростной поезд обладает большим запасом кинетической энергии, которую может использовать для преодоления крутого подъёма.

Эти пути не имеют переездов, пересечений, стрелок, и огорожены сетчатым забором, с датчиками прохода. ЖД полотно имеет усиленный гравийный балласт, и снабжено устройствами для сигнализации о попадании посторонних предметов на пути. Максимальная скорость на таких линиях сегодня составляет 300 км/час.

Линии скоростного сообщения в США, Южной Корее и Испании используют принципы, разработанные именно для  TGV.

Внутри поезда TGV
Внутри поезда TGV

Этот тип поездов обладает всемирным рекордом скорости среди рельсового ЖД транспорта. В 2006 году он достиг скорости

574,8 км/час!

Очевидные плюсы таких поездов заключаются в том, что они могут использовать как специальную скоростную инфраструктуру, так и обычные ЖД линии. Другие скоростные поезда, использующие магнитный подвес, типа Маглев, могут перемещаться только по особым путям.