Детские железные дороги
Как известно в нашей стране создано много детских железных дорог. Что это такое, как они устроены и работают?
Детские или как принято называть, малые железные дороги, начали строиться в конце тридцатых годов прошлого века в Советском Союзе, с целью ознакомления детей и популяризации железнодорожного транспорта, ну и конечно для первоначального обучения юношей и девушек ведущим профессиям.
Подрастающее поколение активно обучалось и обучается профессиям машинистов их помощников, движенцев, путейцев, вагонников, а затем ребята и девчата поступают в железнодорожные учебные заведения нашей страны уже твердо решив посвятить им свою трудовую жизнь. Малые железные дороги – это настоящая кузница кадров для России и это не громкие слова! Я сам в детстве проходил обучение на Малой Дальневосточной железной дороге, что сыграло огромную роль в выборе мною профессии – машинист.
Попутно я еще раз посоветую нашим «крутым» ребятам «зацеперам» и «электричкингерам» (трудно даже выговорить) – если у вас действительно есть огромный интерес к ЖД, идите на малые дороги, ведь они есть практически во всех регионах и получайте нужные знания и навыки там, а не под колесами поездов или на крышах под контактным проводом! Вы серьезно научитесь управлять тепловозами, движением поездов, получите массу удовольствия и знаний. Самое главное – не надо рисковать своей драгоценной жизнью!
Что же представляют из себя современные малые (детские) железные дороги?
Практически каждая железная дорога России имеет свою малую, над которой осуществляет шефство и материально обеспечивает ее деятельность. Кузницы будущих кадров работают в летнее время, в период летних каникул. Только наши юные железнодорожники не отдыхают, а работают, обслуживая свою дорогу и даря много радостных моментов ребятне и их родителям. Они водят поезда, работая машинистами и помощниками, организуют движение поездов, в общем осваивают на практике все железнодорожные профессии. Конечно все работы производятся под контролем взрослых специалистов. Возраст есть возраст.
А как влиться в эту дружную семью юных железнодорожников? Очень просто! Надо прийти на малую дорогу и записаться на обучение, все. Обучение проводится специалистами-профессионалами, формируются классы и ребята после школы, несколько раз в неделю обучаются железнодорожным профессиям. Сначала конечно обучение начинается с первых классов, но с каждым годом все выше и выше, а там – ты уже машинист тепловоза или дежурный по станции! От простого к сложному. А после первого года обучения ребята и девчата работают стрелочниками, проводниками и кассирами. При этом и форма, и погоны, все по-настоящему!
Все малые дороги имеют узкую колею, шириной 750 мм. Раньше на них работали узкоколейные паровозы разных серий – 157, 159, ПТ4 и другие. Затем конечно на смену паровозам пришли тепловозы – ТУ2, ТУ7 и даже работали «чехи» – ТУ3. В настоящее время Камбарским машиностроительным заводом выпускается специально для малых железных дорог четырехосный тепловоз с гидравлической передачей ТУ10. Он оборудован всем современным, что установлено на больших локомотивах. Но узкоколейные тепловозы ранних типов еще никуда не ушли.
На Малой Забайкальской, в городе Свободном, Амурской области, до сих пор работает легендарный тепловоз ТУ2 под номером 001! Многие дороги оборудованы стрелочной централизацией и даже автоблокировкой, рельсы укладываются на бетонные шпалы.
Протяженность у малых дорог разная, но самая большая – 11,5 километров у Малой Забайкальской, в городе Свободном. Она связывает город с детскими лагерями отдыха, в поселке Бардагон на берегу реки Зея. Самая удаленная – Малая Дальневосточная, находится в городе Южно-Сахалинск. И еще, малые железные дороги в летний период перевозят десятки тысяч пассажиров!