Как мы дышим в самолете?

В нашей жизни нам приходится летать на самолетах, и вот сидя в своем кресле, любуясь пейзажами, находясь над облаками на высоте 10 -11 километров и несясь над всем этим великолепием с огромной скоростью 800 – 900 км/час, у многих людей возникает вопрос: а что позволяет нам чувствовать себя комфортно, как на поверхности Земли, свободно дышать, когда на такой высоте воздух очень разрежен? Что за устройства и системы позволяют нам чувствовать себя легко и свободно? 

Система кондиционирования самолета
Система кондиционирования самолета

     Конечно-же это двигатели. А двигатели у нас на всех современных самолетах газотурбинные, они могут подразделяться на турбореактивные и турбовентиляторные, что собственно, без разницы по существу рассмотрения нашего вопроса. Подымаясь на борт самолета мы инстинктивно, проявляя естественный интерес, поворачиваем голову в сторону двигателя. Там мы видим огромное устройство – много таких лопаток, расположенных по кругу, под определенным углом у наконечника турбины. Вот это и есть первая ступень воздушного компрессора, в турбовентиляторных двигателях это еще и вентилятор, но сейчас мы не будем углубляться в эту тему. Вал турбины вращается, благодаря сгоранию авиационного топлива – керосина в форсунках камеры сгорания, горячие газы после сгорания в форсунках, своим давлением раскручивают турбинное колесо, которое и вращает вал турбины, причем очень-очень быстро. Ну а воздушный компрессор вращаясь всасывает воздух снаружи, благодаря своим лопаткам.  Ступеней этого компрессора много и воздух сжимается все сильнее и сильнее, очень сильно растет его плотность, поступая в камеру сгорания. Этот процесс происходит и на больших высотах, где воздух очень разрежен. Ну а часть этого сжатого воздуха, по пути в камеру сгорания, отбирается в салон самолета, создавая избыточное давление в салоне, и для нормального дыхания пассажиров. Но перед этим воздушный поток проходит охлаждение и кондиционирование в кондиционерах, потому что, в канале турбины он уже разогревается до + 500 градусов, и подавать в салон воздух такой температуры конечно-же нельзя! Благодаря этому мы и дышим свободно, и чувствуем себя в нормальном атмосферном давлении. А вообще на высоте корпус самолета раздувается, ведь в салоне давление выше, чем снаружи. Удерживает избыточное давление в самолете и конструкция его корпуса, и установленный в хвосте – «гермошпангоут», он также подвижен, и при увеличении внутреннего давления,  расширяется, при уменьшении, сжимается. Мы чувствуем избыточное давление, создаваемое двигателями, когда самолет уже герметичен, и выруливает на взлет, наши уши начинает сильно закладывать!