Жизнь под стук колес: особенности работы проводников поезда

Ответственная профессия проводника не самая простая и беззаботная на рынке труда. У многих непосвященных она ассоциируется с дорожной романтикой, путешествиями и общением с разными людьми — умиротворенная работа и живописные пейзажи за окном. В реальности у проводников тяжелые условия труда, сложный график, строгое соблюдение выполнения плана продаж, бессонные ночи и административное взыскание в виде штрафов за любые отклонения от правил. 

Какие существуют закулисные тайны поездов дальнего следования, что происходит в поездах, когда пассажиры мирно спят, убаюканные стуком колес? 

проводник поезда с ломом

Как живут самые главные люди в вагонах 

Поездами в нашей стране ежегодно пользуется более 1 миллиона человек. Поезд — это специфический колорит, кружка чая в подстаканнике, душевные беседы, споры о политике и спартанские условия жизни для пассажиров в стиле пионерского лагеря. 

Сколько зарабатывает проводник? Как проводники моются? В каком вагоне лучше не ехать? Почему проводники навязывают чай? Полезные и интересные открытия о которых пассажиры хотели спросить у проводников, но стеснялись: 

  1. Личная гигиена, душ. Как проводники моются? Некоторые рейсы занимают 5-7 дней, для принятия душа сотрудники железной дороги используют незамысловатые приспособления: двухлитровая пластиковая бутылка с теплой водой зимой и сортир. Проводник закрывается в туалете и моется допотопными методами. Летом за зеркалом в туалете есть шланг-душ. Если кто-то из пассажиров хочет помыться, ему предлагаются аналогичные действия. В современных вагонах есть душевая кабинка, которой могут пользоваться все желающие за умеренную плату. 
  1. Чистота санузла. Как часто «драят туалеты»? Отдельную комнату для личной гигиены особо не моют: проводники набирают в ведро кипяток, разбавляют с белизной и заливают раствором стены, туалет, унитаз, пол. Вода стекает, а когда все высохнет, можно пользоваться чистым санузлом. 
  1. Меры безопасности. Пока народ разминается на перроне, проводник обязан проверить буксы на ощупь. Если запчасть горячая, следует немедленно сообщить начальнику поезда, дальше проблемой будут заниматься вагонники. 
  1. Материальная ответственность. При заключении трудового договора проводники обязуются платить штрафы за некачественное выполнение работы. В начале следования каждому работнику дается набор чайной продукции под расписку, если в конце он сдает деньги и товар и что-то не совпадает, проводник обязан заплатить штраф. Если пассажир не купил комплект белья, он может пользоваться матрасом и подушкой, но, если он спит без «казенной» постели, проводник будет оштрафован. 
  1. Карьерный рост. У проводников есть специальные разряды. Пятый, самый высокий — это профессионалы, обслуживающие международные рейсы, 2-й класс — пригородные поезда. Для повышения разряда можно пройти дополнительные курсы и стажировку в компании, которая занимается международными перевозками. 
  1. Продажа чая и сладостей. Чай и дешевые конфеты с печеньем — это не только дополнительный заработок. Существует план продаж, который обязан выполнять проводник. В современных реалиях помимо чая проводники реализуют благотворительные лотереи РЖД, сим-карты, сувениры, часы и прочее. Если не выполнил план продаж — штраф. 

В профессии проводника нет гендерного разделения труда, среди персонала примерно поровну мужчин и женщин. Проводники не берут заранее выходные, и они отдыхают ровно столько, сколько находятся в пути. Летом в отпуск уйти не получится, так как наблюдается постоянный дефицит персонал, отпускают отдохнуть чаще в холодное время года. 

Лайфхаки от проводников 

Как и в любой профессии в работе проводника есть свои хитрости, особенности и тайные знания. Что может пригодиться пассажирам: 

  • 2 и 5 купе имеют аварийный выходы, окна там никогда не открываются, учитывайте это, если летом собираетесь путешествовать на большие расстояния; 
  • летом можно сэкономить до 50% – путешествуя далеко, покупайте билет на верхнюю полку; 
  • если курильщика поймали с сигаретой в запрещенном месте, на него заводится информационный лист: первый раз — штраф, второй — больше билет не продадут на поезд; 
  • загоревшийся вагон на скорости может сгореть за несколько минут: соблюдайте правила противопожарной безопасности. 

Если вам понравилось обслуживание в поезде, не поленитесь и позвоните на горячую линию и поблагодарите персонал — шансы на премию у обслуживающего персонала значительно возрастут.