Тормозной БАШМАК – маленький винтик большой системы

Тормозные башмаки на станции
Тормозные башмаки на станции

На железной дороге нет незначимых устройств, какими бы простыми и малоразмерными они не казались, и сегодня я хочу рассказать вам об одном таком устройстве. Вы даже наверняка представляете себе как оно выглядит, и, кажется, с ним все просто и понятно, но к сожалению из-за неправильной эксплуатации именно этого устройства, характерные аварии на железной дороге всё происходят и происходят, последствия от которых иногда довольно тяжелые.

Речь пойдет о Тормозном башмаке

Устройство башмака простое, всего три детали, сваренные или скрепленные заклепкой воедино: 
полоз – он как раз прилегает к рельсу, на него накатывается колесо вагона или локомотива, причем пятно контакта колеса, после наката на башмак, полностью находится на полозе, и колесо не имеет контакта с рельсом;
опорная колодка – в нее упирается колесо, угол наклона и профиль колодки полностью повторяют профиль колеса, это особенно важно, для предотвращения переката колеса через нее, что как правило приводит к сходу колесной пары с рельс;
и ручка – её используют не только для того, чтобы носить его в руках, а ещё чтобы через специальное устройство (длинной железной палкой) раскладывать их на путях сортировочных горок, для последующего торможения вагонов или отцепов, а ещё ручка выполняет “охранную” функцию, если можно так сказать, при хранении они запираются с помощью железной палки с замком, проходящей через ручки – тормозной башмак устройство строго учета!

С устройством разобрались, сразу давайте отметим такой момент – практически все башмаки сделаны из стали и ими можно как тормозить отцепы, движущиеся с горки, так и закреплять составы. Но есть ещё специальные версии – искробезопасные. Они используются в тех зонах, где имеются повышенные требования к пожарной безопасности. Так вот их полоз сделан из алюминия, или другого мягкого металла. Тормозить такими башмаками отцепы категорически запрещено.

Перекат через башмак
Перекат через башмак

И в чем такая великая значимость тормозного башмака?

Большинство единиц подвижного состава РЖД стоит в данный момент на стояночных путях. Это и вагоны всех видов, и локомотивы, и электропоезда и даже паровозы. Грузовые составы прибывают на сортировочные станции, локомотив отцепляется и начинается маневровая работа – разборка и сортировка состава. В итоге будут сформированы новые составы, которые отправятся например в городскую котельную. Пассажирские составы по прибытию на конечную станцию скорее всего отправятся в тупик, или вагонное депо. Есть и локомотивы, которые ждут очереди на ремонт, или просто находятся в холодном резерве.

Сортировочная станция
Сортировочная станция

Из-за специфики поездных пневматических тормозов любой состав или вагон, который остался без действующего локомотива (в котором компрессор поддерживает давление в ТМ), через некоторое время потеряет давление воздуха в тормозной магистрали и, соответственно, способность удерживать себя в неподвижном состоянии. Можно было бы использовать ручные тормоза, но во первых это довольно долго, требуется огромное количество мускульной силы, а во вторых это может быть просто неэффективно, особенно на больших уклонах.

Так что именно тормозной башмак закрепляет и удерживает все эти единицы в ожидании своей поездки на месте. И в плане закрепления действуют очень строгие правила!

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ТОРМОЗНЫМИ БАШМАКАМИ.

Приложение № 17 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

В РЖД, как я уже говорил, происходят аварийные ситуации, из-за нарушения работниками этих правил!

На каждой станции есть свой ТРА (техническо-распорядительный акт), в котором прописаны уклоны на каждом участке и любом пути станции. С учетом данных об уклонах, массы вагонов, массы, приходящейся на одну ось (масса состава/количество осей) вычисляется количество башмаков, которыми необходимо закреплять поезд, и с какой стороны их необходимо установить. Сейчас все эти расчеты выполняет компьютерная программа, куда дежурный по станции вводит исходные данные о вагонах, и в соответствии с полученными инструкциями дежурный дает указание составителю поездов и машинисту маневрового тепловоза.

Как башмак оказывается под колесом? – методом наката, под контролем составителя машинист тепловоза передвигает состав прямо на него, в момент наезда колеса на полоз составитель по радиосвязи дает команду машинисту на остановку. Если машинист или составитель не отработают эту задачу с должным вниманием, не произведя в нужный момент торможение, возможен перекат колесной пары через башмак, и её сход с рельс.

Устройство для установки сошедшей с рельсов колесной пары
Устройство для установки сошедшей с рельсов колесной пары

Самопроизвольное движение состава – это серьезное происшествие, которое может иметь самые разные последствия. Такое движение может возникнуть из-за халатности составителя поездов, который не стал в полной мере выполнять инструкции ДСП по закреплению состава. Проблему усугубляет тот момент, что движение состава начинается не сразу после отцепа от маневрового тепловоза, а значительно позже – после истощения тормозной магистрали. Состав начинает движение стоя на башмаках, и его путь закончится либо в тупике, либо на сбрасывающей стрелке, а если все инструкции нарушены, то его остановит какой-нибудь поезд. А вы думали для чего на железной дороге стрелки в никуда!

Башмаки для сортировочных горок

Башмаки, как я уже говорил, используются не только для закрепления составов, но и для торможения отцепов и вагонов на сортировочных горках. В самом начале 19 века был изобретен башмакосбрасыватель, который и начал эту эру.

Устройство для сброса тормозного башмака
Устройство для сброса тормозного башмака

Когда вагон катится с горки, составителем расставляются башмаки, на различном расстоянии от башмакосбрасывателей (которые установлены на каждом пути сортировочной станции с некоторым интервалом). Чем больше расстояние, которое пройдет вагон или отцеп на башмаке, или чем большее количество осей встанет на них (составитель по ходу движения может подкладывать их под колеса отцепов), тем сильнее отцеп или вагон сбросят скорость. Количество и расстояние между ними рассчитывает как правило специальная программа. В итоге, с помощью только башмаков, можно подвести отцеп к составу со скоростью 3-5 км/час. 

Составитель поездов ставит башмак
Составитель поездов ставит башмак

Горочными башмаками, каких моделей они бы не были, разрешено производить закрепление составов. Надо отметить, что моделей сейчас довольно много, но выполняемых задач две, но зато какие они оказывается важные.

А вы знаете, что важность такого изобретения конца 18 века как башмак, подчеркнули железнодорожники в Омске установив ему памятник.

Памятник ЖД башмаку
Памятник ЖД башмаку