История Московского метро

Московский метрополитен неоднократно признавался лучшим в мире. У москвичей и гостей столицы уже сложилось впечатление, что метро в Москве было всегда, что, конечно же, не так.

Появилась московская подземка в 1935 году, однако первые проекты метрополитена в Белокаменной появились ещё в прошлом веке, за 60 лет до этого, ещё при Царе-Освободителе Александре II, но закончились они тогда ничем. Метро должно было идти от Курского вокзала в Марьину рощу через Лубянку и Трубную площадь. Об этом писал легендарный «Дядя Гиляй» – Владимир Гиляровский:

А какой-то поп говорил в проповеди:
— За грехи нас ведут в преисподнюю земли. “Грешники” поверили и испугались. Да кроме того, с одной “Дубинушкой” вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

– Москва и москвичи


Некоторые церковники действительно выступали против строительства метро, к примеру, тогдашний «негласный патриарх» церкви митрополит Исидор. Мол, откроется дверь в Адъ и Израиль. Где сами знаете кто. Кстати, в небезызвестных «Протоколах сионских мудрецов» метро называется одним из методов завоевания оными мудрецами всего человечества.

Строительство Московского метро
Строительство Московского метро

Хотя возможно, что наиболее вероятной причиной для отказа было тогдашнее состояние дел в Российской Империи, которая проводила то реформы, то контрреформы. Истинное развитие началось при Александре III, а продолжилось при Николае II. Сначала проекту инженеров Балинского и Кнорре 1901 года с вокзалом на Красной площади отказала в финансировании городская дума. В дальнейшем голоса «за метро» только усиливались, и фактически Московская окружная железная дорога, построенная в 1908 году, и была результатом воплощения в жизнь проекта окружной назеиной линии метрополитена. Затем планам строительства метро помешала Первая мировая война. Позже она переросла, по заветам одного венерического вождя, в гражданскую, потом в НЭП, при котором фирма «Сименс» предложила построить 80-километровый метрополитен с 86 станциями. Большевики отказали, заодно похоронив двухлетний труд немецких инженеров. Ну и дело дошло до того, что в 1931 году, аккурат в канун православного Рождества, Москва встала в одной большой пробке.

Строительство Московского метро
Строительство Московского метро

Смешались в кучу кони, люди, уже тогда многочисленные автомобили, и всё это стояло. Сегодняшние трафики на Кутузовском – это жалкая реминисценция того ужаса, что творился 6 января 1931-го. И многочисленные трамваи не могли помочь, немногие двигающиеся единицы подвижного состава люди брали штурмом. От этого произошло выражение «трамвайный хам» – самые настойчивые в стремлении хотя бы зацепиться за подножку орудовали всеми способами и конечностями. Включая язык, при помощи которого “климы чугункины” щедро одаривали пассажиров, вне различий пола и возраста, разноэтажнымп словесными пирамидками. Начался поиск виновных, и как всегда при «великом отце народов», не обошлось без «посадок». Сажали и до этого, но коллапс предотвратить не получилось.

Строительство Московского метро
Строительство Московского метро

Однако уже в 1935 году в Москве появился метрополитен. Строить его начали медленно, но закончили первую очередь достаточно быстро. Сначала, как и при царе, захотели соорудить систему, интегрированную с городским железнодорожным транспортом. Потом плюнули и решили строить нормальное метро. Поначалу хотели строить метрополитен мелкого заложения, и уже начали рыть канавы. Дело продвигалось медленно. Стало ясно, что киркой, лопатой и угрозой отправить рубить уголь в Воркуту метрополитен не построишь, и к пистолету необходимо ещё и доброе слово, а именно западные технологии. Поэтому канавы засыпали, а метрополитен надумали строить глубокого заложения.

Метростроители в тоннеле
Метростроители в тоннеле

В 1934 в Москве заработал проходческий щит из Великобритании. Как и следовало ожидать, сначала он лежал год без дела. Не верили донбасские шахтёры, строившие метрополитен, что может эта машина копать тоннели. А когда убедились, то по его подобию соорудили свой. А два щита – это сила. Таким же способом копипастинга смогли скопировать и эскалаторы.

Разумеется, строили метрополитен не только шахтёры и комсомольцы-добровольцы. Немало заключённых ГУЛАГа прорывало в московских плывунах путь в «светлое будущее», часто – навечно там оставаясь.

Исторические фото Московского метрополитена
Исторические фото Московского метрополитена – авария

Первые поезда по московской подземке, как уже и сказано, пошли в 1935 году, а именно 15 мая. Поначалу москвичи, большая часть которых была горожанами в первом поколении, просто ездили в метро как в музей. Этому способствовал и дизайн станций. А помог украшению московского метрополитена… советский вечный дефицит. Поначалу станции хотели облицевать кафелем, это удобно и практично. Но в условиях социалистической экономики совершенно обычны кейсы, когда кафель в дефиците, а вот мрамора и гранита – хоть отбавляй. Так и произошло, и метрополитен Москвы получил тот облик, каким мы его знаем.

Кстати говоря, первая очередь московского метро была не вполне однолинейная. На отрезке «Арбатская» – «Библиотека имени Ленина» было ответвление в сторону станции «Смоленская» ныне Филёвской линии. Это не первое заблуждение, касающееся московского метрополитена.

К примеру, есть стойкое убеждение, и не только у гостей столицы, но и у москвичей, что метрополитен не строился в 90-е. В реальности даже при отсутствии бюджетного финансирования в 1990-е годы была построена, например, Люблинско-Дмитровская линия.